С 1 января 2017 года все новые модели автомобилей, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза, должны по закону оснащаться модулями ЭРА-ГЛОНАСС — системы оповещения экстренных служб о ДТП.
По новым требованиям Техрегламента о безопасности транспортных средств, автокомпания, которая намерена импортировать новую модель или производить и продавать ее в России, должна пройти сертификацию на одобрение типа транспортного средства (ОТТС), включающую краш-тесты, в ходе которых проверяется работа системы ЭРА-ГЛОНАСС.
До того как разбить машины, производителю приходится проводить инженерные изыскания для адаптации российской системы к своим моделям, внести изменения в конструкцию салона, перенастроить конвейеры на заводах под выпуск автомобилей с модулями ЭРА-ГЛОНАСС. В итоге затраты производителя на оснащение новой модели системой, по подсчетам экспертов, составляют от нескольких сотен тысяч долларов до одного миллиона.
К 1 января не только все новые модели, появляющиеся на рынке, но и большинство «старых» получили модули ЭРА-ГЛОНАСС.
При этом по тем ОТТС, которые могли быть получены производителями и импортерами до 1 января, автомобили можно было продавать в России и без этой системы. Из-за расплывчатых формулировок в новом техрегламенте и отсутствия официальных пояснений от российских чиновников в течение 2016 года большинству автокомпаний под угрозой срыва поставок автомобилей в Россию пришлось инвестировать средства в оснащение автомобилей этой системой, хотя формально закон этого и не требует.
Представитель крупного автомобильного бренда рассказывает, что разъяснения от чиновников офис компании получил только 9 января.
Лишь некоторые марки не поддались панике и отказались заранее оснащать автомобили системой, но ждали в новогодние праздники проблем на таможне.
Сложившуюся на рынке ситуацию представитель одной из крупных марок. — В первых числах января через таможню пошли партии машин в Россию без ЭРА-ГЛОНАСС. Да, всех пропустили без проблем, но это было под вопросом. На таможне могли возникнуть придирки и машины могли бы не пропустить. Правда, мы были уверены, что это едва ли будет массовым явлением — скорее частным случаем».